Галоген, ксенон или Led лампы? Все минусы и плюсы. Что лучше??
Ксенон или Лед: что лучше
В первых автомобильных фарах использовались обычные керосиновые лампы. Толку от них, правда, было не очень много. Затем последовали масляные и ацетиленовые фонари, которые тоже далеко не представляли собой эталон удобства. А вот привычные для нас электрические светильники используются уже с 1910х годов. С тех пор конструкция практически не изменилась – это корпус, рассеиватель, отражатель и лампа. Много десятков лет применяются лампы накаливания, им на смену пришли «галогенки». С 1992 года массово начали устанавливать ксеноновые фары – они экономичнее и эффективнее. Постепенно им на смену приходят светодиоды. Но что лучше — ксенон или светодиод для автовладельца? Стоит разобраться.
Ксенон
Для массовых автомобилей ксеноновые фары являются хорошей альтернативой «галогенкам». Спирали здесь нет. В колбе, имеющей форму эллипса, под давлением находятся соли металлов, а также газ (собственно, ксенон). Там же находятся электроды. Между ними возникает электрическая дуга, которая и обеспечивает водителю хороший обзор в тёмное время суток. Поэтому и называют такие лампы газоразрядными.
Характеристики:
- мощность лампы -35 Вт;
- долговечность – около 2000-3000 часов;
- расстояние между электродами – 3-4 мм;
- цветовая температура свечения (в Кельвинах) — 4300К (молочно-белый); 5000К (чисто белый) и 6000К (голубой).
В случае с температурой существует прямая зависимость. Чем она меньше, тем свет будет желтее, а чем больше – тем голубее. Для ориентира – штатные ксеноновые лампы имеют температуру 4300К. Именно он и светит отлично, и комфортнее для глаз встречных водителей. Что ярче? Именно 4300К.
Многие автомобилисты придерживаются «золотой середины» и ставят свет с температурой 5000 Кельвинов, теряя при этом немного — лишь 100-200 люменов яркости. А вот «шеститысячных» ламп уже может не хватать в плохую погоду (слякоть, дождь, снег, «каша»).
Преимущества и недостатки
Среди положительных моментов:
- мощный световой пучок. Это главное преимущество. Для сравнения, галогенки светят в 2-3 раза слабее. Таким образом, водитель автомобиля, на котором установлены ксеноновые фары, видит дальше и может успеть вовремя среагировать перед препятствием (ямой, пешеходов, животным). Это реальное повышение уровня безопасности на дорогах. Какие фары лучше? В этом отношении – точно ксенон;
- прекрасная экономичность относительно галогенного света. Потребление энергии ниже в полтора-два раза, следовательно, меньше и нагрузка на генератор, который прослужит дольше (а ведь он недёшев);
- низкий нагрев (вполовину меньше, чем у штатного света). Соответственно, срок службы всей фары будет больше. Ведь в противном случае из-за перепада температур стекло может растрескаться;
- меньше налипают загрязнения из-за, опять-таки, невысокого нагрева;
- отличная долговечность – в несколько раз больше, чем у галогенных ламп (2-3 тысячи часов против 400-500).
Но всё вышеперечисленное вовсе не значит, что ксенон идеален. Есть у него и недостатки:
- стоимость составляющих относительно высока. Ведь недостаточно просто поменять лампы – нужно ещё, как минимум, установить блоки розжига, а в идеале – и поменять оптику на линзованную;
- если перегорает одна лампа, настоятельно рекомендуется не экономить, а менять и вторую тоже;
- на трассе принято (и даже обязательно) переключаться с дальнего света фар на ближний при появлении встречного автомобиля на определённом расстоянии. В случае с ксеноном такие манипуляции не рекомендуется производить часто, поскольку страдает ресурс ламп и блоков розжига;
- неправильно отрегулированные ксеноновые фары очень сильно слепят встречных водителей и даже могут стать причиной ДТП. Поэтому, обязательно нужен исправный корректор – механический или автоматический;
- когда на улице грязно, то также наблюдается серьёзное ослепление у встречных. Поэтому вместе с ксеноном на автомобилях, на которых он идёт с завода, обязательно ставят омыватель – таковы требования сертификации. Это можно и нужно сделать и при самостоятельной инсталляции – ведь омыватель недорог, а установка его не займёт много времени.
Светодиод
Что лучше — ксенон или светодиодные лампы для авто? Во многом, второй вариант. Ведь светодиоды появились позже ксенона. Это новое поколение ламп, которые постепенно стали использовать и в автомобилях. Сперва – в третьем (дополнительном) стоп-сигнале, затем – в основных «стопах», а позже – и в качестве фар головного света.
Характеристики:
- мощность – от 12 Вт и ближнем свете и от 20 — в дальнем;
- яркость – от 1000 и от 1500 люменов соответственно. Чем больше – тем лучше;
Преимущества и недостатки
Сперва о преимуществах:
- огромный срок службы. Он составляет 25-50 тысяч часов;
- низкая мощность потребления – около 2,5 Вт;
- свет похож на натуральный, в отличие от неприятного ксенона, который может бить по глазам встречных. Ксенон или лед лампы? Лучше светодиоды (то есть, LED);
- есть возможность сделать адаптивные фары самостоятельно.
Но не обошлось и без недостатков:
- пока что LED-лампы заметно дороже других. Но это только пока. Они дешевеют очень быстро;
- если вышло из строя лишь несколько диодов, то нужно менять всю лампу;
- желательно наличие встроенного в лампу радиатора охлаждения.
Надежность ламп
В случае, если автолюбитель не ставит самые дешёвые китайские изделия, а отдаёт предпочтение продукции серьёзных компаний, то светодиоды однозначно выиграют у ксенона. Они служат в среднем в 8-16 раз дольше – и это не рекламная уловка, а реальность. Хотя, конечно, реальный срок зависит от нескольких факторов. В любом случае, «правильные» магазины обязательно дают гарантию на продаваемый ими товар.
Что выбрать
Однозначно сказать нельзя. Но можно провести сравнение ксенона и светодиодов по основным потребительским характеристикам .
- яркость. Здесь лучше ксенон. Плюс, можно выбрать тот оттенок свечения, который больше по душе, тогда как у светодиодов это только белый или белый с голубым;
- срок службы. Тут LED на высоте;
- нагрев. Ксенон в этом плане лучше, поскольку греются лампы меньше. Но у приличной «светодиодки» есть собственный радиатор – и проблема решается таким способом;
- мощность. Светодиоды намного экономичнее. Меньше нагрузка на бортовую сеть автомобиля и расход топлива;
- установка led-ламп (в том числе, замена ксенона на светодиодные лампы) намного проще. Достаточно выкрутить уже стоявшие до этого – и вкрутить новые. Блоки розжига им не требуются;
- влияние на других водителей. Неправильно установленный ксенон может слепить встречных и попутных участников дорожного движения. Со светодиодами такого не наблюдается. Они попадают в фокус точнее, а на дорогих устройствах даже предусмотрен бортик, который и вовсе исключает такой неприятный эффект.
Заключение
Безусловно, LED-лампы куда более современные, чем их ксеноновые аналоги. Они экономичнее и весьма неплохо светят. Да, цена выше, но производство становится всё более массовым, а это означает и куда лучшую доступность в самом ближайшем будущем. Конечно, не стоит приобретать безродное барахло в погоне исключительно за дешевизной.