Ошибка P0300 – пошаговая инструкция по диагностике и ремонту

Ошибка P0300 – пошаговая инструкция по диагностике и ремонту

01.11.2022 Ремонт и обслуживание 0
Ошибка P0300

Ошибка P0300

Появление ошибки P0300 указывает на пропуски зажигания в цилиндрах, что становится причиной ухудшения характеристик езды и может провоцировать более сложные поломки. На английском звучит так: ««Random cylinder misfire detection system»».

Чаще всего пропуски возникают по причине отсутствия искры, проблемах, связанных с подачей топлива или неисправностей в системе выпуска отработанных газов.

Иногда отказ в работе цилиндров может быть следствием критического износа некоторых элементов двигателя, подробно все нюансы в этой статье рассматриваются ниже.

НА КАКИХ АВТО ЧАЩЕ ВСЕГО ВОЗНИКАЕТ ОШИБКА?
Профессиональные автоэлектрики отмечают частое появление таких проблем на автомобилях ВАЗ, Шевроле Лачетти, Ниссан, Рено, Mitsubishi, УАЗ Патриот, Хендай Солярис, Приора.

Это далеко не полный перечень автомобилей, сбои в работе, связанные с данной ошибкой, встречаются и на других моделях.

СВЯЗАННЫЕ ОШИБКИ
Некоторые автомобили позволяют более точно диагностировать ошибку, прибор выдает коды Р0301, Р0302, Р0303, Р0304, Р0305, Р0306 и т. д., указывающие на отказ в работе конкретного цилиндра двигателя, что упрощает диагностику.

ПРИЗНАКИ ОШИБКИ
Проблемы с работой цилиндров могут проявлять себя следующими признаками:

двигатель трудно заводится (особенно холодный);
подергивание на холостых оборотах (мотор «троит»);
снижение мощности;
возрастание расхода топлива;
запах топлива из выхлопной трубы;
«прострелы» в глушителе.
Во всех случаях на панели загорается индикатор Check Engine.

СЛЕДСТВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ
Неработающий цилиндр, кроме потери мощности двигателя, вызывает дополнительные негативные последствия:

увеличение токсичности выхлопных газов;
нехарактерные нагрузки на кривошипно-шатунный механизм;
быстрый износ вкладышей шеек коленчатого вала и поршневых пальцев неработающего цилиндра;
преждевременный выход из строя каталитического нейтрализатора.
Катализатор – обязательный элемент всех современных автомобилей, относится к категории дорогостоящих деталей. Топливная смесь в цилиндре не сгорает, часть ее воспламеняется после выхода. Как следствие ­– недопустимое повышение температуры и прогорание катализатора.

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ P0300
Для предупреждения фиксации ложных ошибок программа ЕСМ имеет несколько предохранительных алгоритмов:

запись в память происходит спустя 2–4 мин. работы двигателя (в зависимости от оборотов);
количество пропусков ≥ 3,25% общего числа вспышек за 1000 оборотов коленчатого вала;
одновременно не работает два и более цилиндра.
Конкретные значения могут незначительно колебаться, но в любом случае конструкторы минимизировали риски некорректной выдачи кода ошибки.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Появление ошибки P0300 становится следствием неисправности нескольких узлов и систем.

Зажигание

Наиболее часто не работают свечи зажигания (физически изношены, нарушены оптимальные зазоры между электродами, короткое замыкание электродов из-за засорения, механические повреждения). Реже выходит из строя модуль или катушка, совсем редко обрывается провод высокого напряжения.

Питание

Забиты или изношены сопла форсунок, несоответствующее требованиям по качеству топливо, износ топливного насоса (низкое давление), забит топливный фильтр.

Впуск топливной смеси и выпуск выхлопных газов

Не работают клапаны, разгерметизация топливопроводов, вышел из строя катализатор, неправильная работа распределительного механизма. Реже причиной может быть чрезмерный износ маслосъемных колец или прогорание прокладки головки блока, из-за чего давление в цилиндре падает ниже рекомендуемых значений. Еще одна возможная проблема – датчик положения дроссельной заслонки подает некорректные сигналы.

Электронный блок управления

Отказ датчиков РВ или КВ, неправильная работа датчика детонации, температуры и объема всасываемого воздуха. Обнаружить сбои в функционировании ЭБУ может лишь профессиональный мастер.

Появление ошибки провоцирует неправильная установка момента впрыска и зажигания, износ приводов, прогорание или механические повреждения клапанов.

ЧАСТЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Некоторые мероприятия по устранению ошибок могут выполнять владельцы автомобилей самостоятельно, часть требует обязательного обращения в специализированные мастерские.

Что можно сделать в гараже самостоятельно:

отрегулировать зазор электродов или заменить свечи;
установить новые провода высокого напряжения;
сменить катушку зажигания;
заменить датчики положения дроссельной заслонки, расхода воздуха, оборотов распредвала и коленчатого вала;
поменять топливные форсунки.
Для выполнения работ необходимы минимальные технические знания, комплект ключей и инструментов.

В мастерскую рекомендуется обращаться, если для устранения ошибок надо:

обнаружить и устранить разгерметизацию или засорения топливопроводов;
поменять прогоревшую прокладку головки блока цилиндров;
поменять катализатор;
установить новый или перепрошить ЭБУ автомобиля;
поменять двигатель с критическими поломками.
ВАЖНО: если на одной или нескольких свечах обнаружен толстый черный нагар, то это свидетельствует об износе маслосъемных колец или сальников клапанов.

Ремонты сложные, могут выполняться только в условиях СТО.

ДИАГНОСТИКА И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕИСПРАВНОСТЕЙ
Диагностирование проблемы делается сканером OBD-I (для автомобилей, выпущенных до 1996 года) или сканером OBD-II (для автомобилей выпуска после 1996 года).

Разберем на примере сканера LAUNCH PRO на Android X-431.

Это профессиональный диагностический прибор, который многим не по карману, но он позволяет выявить причины, которые другими методами определить невозможно. Да и нет смысла его покупать для одноразовой проверке. Про другие способы диагностики рассказано дальше.

С целью обнаружения ошибок надо провести следующие действия:

Запустить двигатель, подключить сканер.
Выбрать режим «Тестирование привода», перейти в меню «Баланс мощности»,
Выбрать функцию «С монитором». Это позволит пользоваться дополнительными возможностями сканера.
Из многих выданных параметров поставить галочку на «Скорость вращения». Остальные нам в этом случае не требуются и будут лишь отображать ненужную информацию.
Запомнить показатели количества оборотов двигателя, по этому значению выявляется проблемный цилиндр.
Выбрать из таблицы на мониторе первый цилиндр, подтвердить выключение его форсунки. Если обороты упали, значит, она в рабочем состоянии. Дополнительно рекомендуется ориентироваться на звук работы мотора. Отмените задачу выключения тестируемой форсунки, обороты двигателя должны увеличиться.
По такому же алгоритму проверять по очереди все цилиндры. Неисправный тот, при отключении которого обороты коленчатого вала не падают. Для исключения ошибки повторно проверьте изменение оборотов после его отключения.
С целью более точной диагностики можно пользоваться осциллографом – полученная информация позволит узнать состояние поршневых колец.